С 01.01.2016 вступила в силу ст. 56.1 ТК РФ, которая установила запрет заёмного труда. Однако, глава 53.1 ТК РФ и ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», фактически регулируют осуществление деятельности по предоставлению труда работников.
В силу ст. 56.1 ТК РФ, под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.
Применение заемного труда (аутстаффинга) с 01.01.2016 может повлечь административную ответственность по ч. 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Но можно ли вообще привлечь работодателя к ответственности при наличии множества лазеек в законах, фактически регулирующих заемный труд?
До принятия Закона № 116-ФЗ заемный труд не регулировался нормами трудового кодекса и применение его и законность были под вопросом. Однако и ограничений в ТК по предоставлению персонала не имелось и делать это могла безнаказанно практически любая компания. Однако теперь, на основании новой ст. 18.1 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:
- частные агентства занятости - российские юридические лица, прошедшие аккредитацию в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165;
- другие юридические лица, в том числе иностранные и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом. На сегодняшний момент такой закон не принят.
Но если деятельность по предоставлению труда работников для организаций и их аффилированных лиц еще не урегулирована законом, означает ли это, что в настоящее время предоставлять персонал могут только частные агентства занятости? К сожалению, ответ на этот вопрос – не определен, поскольку прямой запрет заниматься этой деятельностью для организаций, не являющихся такими агентствами, не установлен. А это опять состояние правовой неопределенности.
Однако, после вступления указанных норм в силу создать «заемное агентство» стало сложно: появись жесткие требования к аккредитации, требования к самим частным агентствам занятости (например, в части размера уставного капитала в 1 млн руб.).
Принятые изменения не способствуют внесению в полной мере ясности в правовое регулирование рынка заемного труда, установив, с одной стороны, что заемный труд запрещен, а с другой стороны, установив особенности регулирования труда заемных работников отдельной главой 53.1 ТК РФ. Также закон дал возможность предоставлять работников другой организации частным агентствам занятости и в некоторых случаях - другим юридическим лицам. И при этом не установлено никаких механизмов реализации запрета заемного труда.