03 июля 2016 года принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», а также сопутствующие ему Федеральные законы о внесении технических изменений в Трудовой кодекс и Налоговый кодекс. На основании этих актов в России с 01.01.2017 будет введена система независимой оценки квалификации, направленная на регулирование вопросов сертификации квалификации работников.
В качестве доводов для обоснования целесообразности принятия закона о независимой оценке квалификации предлагались следующие ситуации:
1) Работнику, который получил образование уже довольно давно, уволился с прежнего места работы и устраивается на новое, необходимо подтвердить свою квалификацию потенциальному работодателю. Поскольку диплом уже явно устарел, а рекомендаций с прежнего места работы может и не быть, наиболее эффективным способом такого подтверждение станет обращение в центр оценки квалификации и получение сертификата.
2) Работодатель, давно не проверявший своих сотрудников на соответствие занимаемой должности, желает оценить квалификацию работников не своими силами, а с помощью экспертов аккредитованной организации – в этом случае работникам выдается соответствующее направление, и система независимой оценки квалификации может стать альтернативой аттестации, проводимой работодателем.
3) Результаты независимой оценки квалификации могут использоваться работником в качестве доказательства в ходе судебного спора об обжаловании результатов аттестации, проведенной работодателем.
Следует обратить внимание на то, что принятые законы порождают ряд вопросов и проблем:
в соответствии с нормами принятых законов результаты независимой оценки не являются обязательными ни для кого из субъектов трудовых и тесно связанных с ними отношений;
не установлено сроков, в течение которых эти результаты и соответствующий сертификат считаются актуальными;
не урегулирована судьба работника, который не смог успешно пройти процедуру независимой оценки (нет ответа на вопрос – «влечет ли неудача на экзамене негативные последствия для работника?»);
многие работники могут оказаться в ситуации неизбежного прохождения оценки квалификации за свой счет (например, если работодатели будут устанавливать такие требования в должностных инструкциях);
в принятых законах не содержится указания на исключительные случаи, когда оценка квалификации проводиться не должна (для аттестации, например, случаями освобождения работника от ее прохождения является недавнее получение диплома об образовании, получение педагогическим работником квалификационной категории, беременность и другие случаи).
Усиление ответственности работодателей за задержку заработной платы и появление возможности обращаться в суд по месту жительства.